Органы управления и запуск бензиномоторных пил — Центр "Викинг"

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАПУСК БЕНЗИНОМОТОРНЫХ ПИЛ.

Некоторые современные бензиномоторные пилы предусматривают возможность комплектации специальными рукоятками, обеспечивающими подогрев рук и предотвращающими обледенение при работе с пилой в холодное время года. Такие конструкции не позволяют замерзнуть рукам и тем самым создают более комфортные и безопасные условия работы оператору. Кроме того, подогрев пальцев рук снижает вероятность проявления «вибрационной болезни». Рукоятки обогреваются пленочными электрическими нагревательными элементами.

Обогрев рукояток бензопилы
Обогрев рукояток бензопилы

Электричество вырабатывается специальным генератором при работе двигателя пилы. При необходимости оператор может с помощью выключателя активировать подогрев. Конструкция обогрева рукояток надежна, неприхотлива и не требует обслуживания.

Элементы управления запуском и остановкой бензопилы
Элементы управления запуском и остановкой бензопилы

Современные бензиномоторные пилы имеют удобное размещение элементов управления запуском, работой и остановкой двигателя пилы. Классическая система управления раздельная (рис. а): отдельно рычаг управления заслонкой и выключатель зажигания. Но в конструкциях современных бензиномоторных пил STIHL применяется более удобная система управления с комбинированным рычагом — когда за холодный и горячий запуск, прогрев и за остановку двигателя пилы отвечает один рычаг (рис. б).

Для решения задачи холодного пуска двигателя, особенно в зимнее время года, многие современные бензиномоторные пилы используют в своей конструкции специальные приспособления или дополнительные технические решения, которые позволяют упростить запуск.

Ручной топливный насос
Ручной топливный насос

На многих бензиномоторных инструментах для облегчения запуска холодного двигателя установлен ручной топливный насос (праймер). В моделях без ручного топливного насоса заполнение камеры карбюратора топливом происходит насосом карбюратора при прокручивании двигателя стартером.

Декомпрессионный клапан и его расположение
Декомпрессионный клапан и его расположение

Для облегчения прокручивания двигателя при запуске на ряде моделей мощных бензиномоторных пил устанавливают декомпрессионный клапан, о котором тоже уже велась речь в другом разделе. Благодаря декомпрессионному клапану оператор затрачивает значительно меньше усилий на прокручивание коленчатого вала и, кроме того, заметно снижаются нагрузки на детали стартера и более равномерно раскручивается сам коленчатый вал. Декомпрессионный клапан автоматически закрывается, когда в цилиндре двигателя повышается давление при первых вспышках топливной смеси.

Ранее в бензиномоторном инструменте использовались контактные системы зажигания, приносившие операторам много хлопот с регулировкой и чисткой механических контактов. Кроме того, контактные системы не отличались безотказностью и боялись влаги и пыли. Первые модели бензиномоторных пил с электронными системами зажигания появились 1960-х годах, и уже к началу 80-х все ведущие производители бензиномоторного инструмента перешли на электронные бесконтактные системы зажигания. Бесконтактные электронные системы отличаются надежностью и долговечностью, лучше защищены от влаги и пыли, не требуют технического обслуживания и настройки. А современная микропроцессорная система зажигания обеспечивает эффективную работу при разных оборотах двигателя за счет автоматического изменения угла опережения зажигания. Она также облегчает пуск двигателя и имеет функцию ограничителя оборотов, которая позволяет сделать более комфортной работу и ограничивает максимальные обороты двигателя. А раньше система зажигания начинала работать сразу после начала вытягивания шнура стартера, что вызывало болезненные удары на руки оператора.

Бензопила с системой управления двигателем STIHL M-Tronic
Бензопила с системой управления двигателем STIHL M-Tronic

Все больше появляется бензопил, оснащенных не только микро-процессорной системой зажигания, но и интеллектуальной системой управления. У STIHL такая система носит название M-Tronic. Она дает пользователю ряд неоспоримых преимуществ: простой запуск с одного положения воздушной заслонки (нет уже разницы между «холодным» и «теплым» пуском), карбюратор не имеет винтов регулировки — теперь электроника сама находит оптимальную подачу топлива при любых условиях, лучше динамика перехода на рабочие обороты, оптимальная мощность. Управляющее устройство получает сигналы от датчиков оборотов (им является магнит маховика) и температуры, далее он обрабатывает их по заложенному в нем алгоритму, и выдается команда на время открытия магнитного клапана, от которого зависит подача топлива.

Также имеется диагностический разъем, благодаря которому можно протестировать пилу, настроить и считать всю необходимую информацию.

Управляющее устройство имеет энергонезависимую память, в которую им вносится информация о последних настройках системы, и при следующем запуске эта информация позволяет быстрее отрегулировать карбюратор для вывода двигателя на оптимальный режим работы. Программа управляющего устройства, получая информацию от датчиков, может приспособиться к изменениям характеристик топлива, атмосферного давления (например, из-за работы на другой высоте относительно уровня моря), к степени загрязненности воздушного фильтра и т. д. Это позволяет в том числе снизить расход топлива.

Современная ручка пускового устройства с встроенным демпфером
Современная ручка пускового устройства с встроенным демпфером

В конструкциях современных бензиномоторных пил используются удобные ручки пускового устройства, с достаточным для плотной фиксации в руке даже в зимних перчатках размером.

Дополни¬тельный пружинный механизм между коленвалом и пусковой рукояткой для комфортного запуска двигателя
Дополнительный пружинный механизм между коленвалом и пусковой рукояткой для комфортного запуска двигателя

Ряд моделей современных бензиномоторных пил имеет в ручке пускового устройства специальный демпфирующий элемент, который заметно снижает ударные нагрузки на суставы и мышцы во время пуска двигателя, а также делает процесс запуска двигателя бензиномоторной пилы более равномерным и плавным.

Еще одним интересным конструкторским решением, заметно упрощающим пуск бензиномоторной пилы, является использование дополнительной пружины между коленчатым валом двигателя и катушкой тросика пускового устройства. Если в классической конструкции пускового устройства оператору надо, выбрав слабину тросика, резким и мощным рывком дернуть за ручку пускового устройства, что требует больших физических усилий и нагружает суставы и мышцы, в этом случае можно завести двигатель более комфортно: оператор не прокручивает коленчатый вал напрямую, а при вытягивании тросика взводит пружину, которая после отдает накопленную энергию при раскручивании коленчатого вала.

В связи с тем, что бензиномоторная пила является источником повышенной опасности, при запуске пилы оператор должен выполнять требования безопасности. Перед запуском необходимо активировать цепной тормоз. При наличии ручного топливного насоса — заполнить карбюратор свежим топливом. При наличии декомпрессионного клапана на двигателе пилы — не забывать нажимать на него. Перевести элементы управления запуском пилы в положение «холодного» или «теплого» пуска согласно инструкции.

Безопасные способы запуска
Безопасные способы запуска

Существует два рекомендованных способа запуска бензиномоторной пилы. Самым безопасным способом является запуск бензопилы на земле. Для этого пила устанавливается на плотную и ровную поверхность. Перед запуском обязательно контролируется, что пильная гарнитура пилы не касается никаких предметов на земле. Левая рука прижимает пилу к земле. Далее, прижав также заднюю рукоятку ногой, производится запуск пилы, потянув быстрым и резким движением правой руки ручку пускового устройства вверх. После рывка не бросайте ручку пускового устройства, а отпускайте, контролируя процесс втягивания шнура.

Вторым разрешенным способом является запуск с плотной фиксацией задней рукоятки между ногами. Для этого необходимо пилу левой рукой держать за переднюю рукоятку, а заднюю рукоятку плотно зажать между бедрами. Правая рука вытягивает ручку пускового устройства.

После запуска необходимо, левой рукой прочно удерживая инструмент за переднюю рукоятку, правой быстро перевести пилу, в режим холостого хода, предварительно деактивировав цепной тормоз.

Техника безопасности категорически запрещает запуск бензиномоторной пилы на весу при удержании только одной левой рукой или иными неразрешенными способами — это может привести к серьезным травмам.

<<Назад     Содержание     Далее>>