УСТРОЙСТВА ДЛЯ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С БЕНЗИНОМОТОРНЫМИ ПИЛАМИ.

Конструкция современных бензиномоторных пил позволяет оградить оператора от случайного прикосновения человека к нагретым деталям — цилиндру и глушителю (температура глушителя при работе бензопилы достигает прим. 200 градусов). Цилиндр двигателя закрыт кожухом корпуса, а глушитель отделен от передней рукоятки. Также полностью изолированы высоковольтные элементы системы зажигания.

Самые горячие детали бензопилы — цилиндр и глушитель
Самые горячие детали бензопилы — цилиндр и глушитель

Профессия вальщика леса является одной из самых опасных профессий; если рассматривать все производственные травмы на лесосеке, то большая их часть приходится на повреждения ног и рук, полученные пильной цепью. Применение современного (более безопасного и эргономичного) бензиномоторного инструмента и специальной экипировки снижает вероятность серьезных травм.

Все современные бензиномоторные пилы оснащаются стопором курка газа. Таким образом, невозможно случайно нажать на курок газа — цепь остается неподвижной, а значит безопасной.

Все современные бензиномоторные пилы оборудованы тормозом цепи, скорость срабатывания которою составляет десятые доли секунды.

Срабатывания тормоза цепи может быть контактным и инерционным.

Контактное срабатывание происходит от активации цепного тормоза запястьем руки, когда пила начинает от обратного удара двигаться вверх.

Цепной тормоз
Цепной тормоз

Цепной тормоз — это основа безопасности бензопилы. Именно поэтому все пилы STIHL оснащаются цепным тормозом STIHL QuickStop. Нажимая на передний щиток защиты руки, оператор активирует цепной тормоз вручную, и цепь останавливается. Сильная обратная отдача обеспечивает автоматическое срабатывание тормоза независимо от его положения — в этом случае срабатывание происходит без контакта с рукой. За доли секунды цепь останавливается полностью.

Бензопилы с функцией QuickStop Super обозначаются буквой «Q» в названии модели
Бензопилы с функцией QuickStop Super обозначаются буквой «Q» в названии модели

Ряд моделей бензиномоторных пил для большей безопасности комплектуются дополнительной системой включения цепного тормоза при отпускании рычага газа — STIHL QuickStop Super. Это позволяет обезопасить оператора при работах, когда необходимо часто прерываться и переносить пилу с места на место или откладывать в сторону.

Ступор рычага газа
Ступор рычага газа

Эта система делает возможным активацию тормоза сразу после освобождения задней рукоятки. То есть цепь останавливается не только после сильной отдачи или активации переднего щитка, но и когда с задней ручки убирается рука.

Какое это дает основное преимущество?

QuickStop Super paботает в любом положении, без дополнительных рычагов и рукояток.

Когда условия требуют быстрых движений работающей пилой, например при обрезке сучьев, эта опция может быть очень кстати.

При этом, не требуется что-либо специально контролировать — стопор рычага газа является одновременно и рычагом активации тормоза цепи.

Цепной тормоз активируется сам автоматически и во время транспортировки — не требуется никаких дополнительных манипуляций.

Освобождение тормоза: нажатие на стопор рычага газа освобождает барабан сцепления, и цепь может вращаться.

Активация тормоза: надо только отпустить заднюю рукоятку, и тормозная лента автоматически сжимает барабан сцепления, цепь останавливается менее чем за секунду.

Обратный удар и опасный сектор пильной шины
Обратный удар и опасный сектор пильной шины

Одним из самых опасных инцидентов при работе с инструментом является обратный удар. Обратный удар — это резкий и сильный отскок работающего инструмента в сторону оператора. Обратный удар происходит, если при движущейся цепи конец пильной шины верхней четвертью (в секторе от 12 до 3 часов) встречается с древесиной. Наиболее часто обратный удар происходит: при работе концом пильной шины; врезании концом шины; при вводе пилы в существующий пропил; при раскряжевке несколько бревен, обрезке сучьев и т. д. Единственным действенным способом избежать серьезных травм при обратном ударе является резкая остановка движущейся цепи до того, как пила коснется оператора.

При подготовке бензиномоторной пилы к работе, а также при проверке пилы после обслуживания и ремонта, необходимо проводить контрольные испытания работы тормоза пилы. Если тормоз оказывается нерабочим, то такой пилой пользоваться категорически запрещается.

Инерционное включение тормоза цепи происходит за счет инерционных сил, возникающих при резком отскоке инструмента назад — под действием сил инерции срабатывает механизм тормоза, который затягивает тормозную ленту на барабане муфты сцепления и останавливает цепь.

Кроме того, есть и ряд конструктивных решений, позволяющих снизить вероятность обратного удара. Например, пильные цепи с уменьшенной склонностью к отскоку, которые отличаются низким профилем и специальной геометрией звеньев. Другой пример — геометрия конца шины: чем меньше его радиус, тем меньше склонность к отдаче.

Затягивание пилы
Затягивание пилы

При зажиме движущейся цепи может произойти затягивание пилы. Если зажим происходит при работе верхней стороной шины, направленность движения пилы — к оператору, если нижней — в обратную сторону. В любом случае может произойти потеря контроля над инструментом и серьезное травмирование оператора.

Оборвавшаяся цепь может нанести оператору серьезные травмы. Для защиты кисти правой руки задняя рукоятка пилы оснащается специальным щитком. Для того чтобы цепь при обрыве или соскакивании не перехлестнулась через заднюю рукоятку или не вылетела из инструмента, предусмотрен цепеуловитель.

Правильная работа бензопилой
Правильная работа бензопилой

Правильный захват бензиномоторной пилы позволяет хорошо контролировать инструмент даже в случаях, если произойдет обратный удар или затягивание, а также уменьшает вероятность получения травм при обрыве пильной цепи и других опасных инцидентах. Необходимо всегда работать двумя руками и не выпускать пилу до полного окончания пиления. Левая рука не должна быть согнута в локте, а должна быть прямой и охватывать переднюю рукоятку таким образом, чтобы левая и правая кисти находились почти на одной прямой, параллельной пильной шине. При работе с бензиномоторной пилой необходимо располагать тело левее пилы для того, чтобы убрать голову и туловище с траектории отскока инструмента или возможного поражения оборвавшейся пильной цепью.

<<Назад     Содержание     Далее>>