ВВЕДЕНИЕ
Если рассматривать ситуацию в целом, то в количественных показателях есть тенденция к снижению востребованности вальщиков леса и их замене на операторов лесозаготовительных машин. Эта тенденция началась со стран Европы. Во многом это связано с тяжелыми условиями работы в лесу на механизированной заготовке древесины, высокой степенью травматизма, профзаболеваниями и т. д. Во многом именно резкое снижение притока молодых специалистов в сферу лесозаготовок, по словам многих западных специалистов, стало основным стимулом к разработке и внедрению современных машинных комплексов для заготовки древесины. Повсеместному применению харвестеров в лесах Западной Европы способствует то, что эти леса в основном являются искусственными одновозрастными генерациями, структурированы по породам и размерам, имеют хорошую доступность для техники. А разветвленная дорожная сеть и сравнительно небольшое расстояние вывозки дает возможность использования прямой вывозки рассортированных круглых лесоматериалов непосредственно на двор потребителя. Эти условия позволяют постоянно снижать требуемое количество вальщиков с бензиномоторными пилами.
Правда, это не означает, что в обозримом будущем Европа совсем откажется от данной профессии. Наоборот, это только повышает требования к профессиональному мастерству. Это связано с тем, что механизированная валка выполняется в основном в исключительных случаях, при невозможности использования лесозаготовительных машин. Именно поэтому продолжительность обучения вальщиков леса, например, в Швеции составляет 3,5 года.
В России большая часть спелых и перестойных эксплуатационных лесов находится в труднодоступной местности, затрудняющей использование высокопроизводительных лесозаготовительных машин. Кроме этого, более 90 % лесозаготовительных предприятий России относятся к мелким (заготавливают до 100 тыс. м3 в год) и финансово не в состоянии приобретать дорогие машины.
В настоящее время на 1 млн руб. в России можно обучить и полностью оснастить 30 вальщиков леса. Очевидно, что 1 млн руб. — это даже не четверть стоимости лесозаготовительной машины.
Кроме этого, многие лесозаготовительные предприятия столкнулись с чрезвычайной дороговизной содержания и обслуживания импортных лесных машин и стали вынуждены возвращаться к ремонту и модернизации уже физически и морально устаревшей техники.
Даже при хороших макроэкономических условиях, природнопроизводственные условия российских лесов не позволят в обозримом будущем отказаться от профессиональных вальщиков леса, хотя бы потому, что наши эксплуатационные леса — это в основном леса естественных генераций, часто имеющие в своем составе очень крупномерные деревья, не доступные для валки машинами.
Именно поэтому, например, в Хакасии доминирует механизированная заготовка древесины. Да и в Европейской части России, например в Ленинградской области, ощущается дефицит вальщиков леса, хотя во многом они только дорубают крупномерные деревья, оставшиеся после прохода лесозаготовительных машин.
Использованию лесозаготовительных машин в ряде регионов России также препятствуют экстремально низкие зимние температуры, при которых, например, замерзает жидкость в гидросистемах. И тогда снова не обойтись без вальщиков леса, ведь в России преобладает зимняя заготовка и особенно вывозка древесины. Лесозаготовители ценят профессиональные бензиномоторные пилы за их высокую надежность. И если встала машина, то, чтобы не останавливать технологический процесс, можно перейти к механизированной валке деревьев.
Незаменимы бензиномоторные пилы и при выполнении подготовительных работ.
Многие лесоводы отмечают, что использование бензиномоторных пил на рубках ухода за лесом, особенно рубках ухода за составом, намного предпочтительнее, чем лесозаготовительных машин.
Востребованность вальщиков леса на лесозаготовительных предприятиях России обусловлена также сравнительно низкой оплатой их труда, которая в России составляет 25—55 тыс. руб. в месяц. Для сравнения, средняя зарплата вальщика леса в США — 20 долларов в час, а в Канаде — 25.
Это, как и далеко не идеальные условия труда, удаленность от крупных населенных пунктов, делает профессию вальщика леса не самой привлекательной (по состоянию на апрель 2016 года, по официальным данным, открыто 358 вакансий, и это не в сезон лесозаготовок). Часто на лесозаготовительных предприятиях вальщики леса — это или профессионалы в определенном возрасте, которым уже поздно или не хочется переучиваться на другую специальность, или гастарбайтеры в таком же положении, или сомнительные личности, с кучей вредных привычек, которых берут от безысходности на минимум денежного и материального довольствия.
Качество подготовки вальщиков леса тоже оставляет желать много лучшего. Для сравнения, как уже отмечалось, в Швеции на эту специальность учат 3,5 года, а в России — 3 дня теоритической подготовки, 1 день практики и выдача удостоверения вальщика.
Следует также отметить, что условия работы лесозаготовителей, пусть и не семимильными шагами, но все же подтягиваются до цивилизованных стандартов. Кроме того, бензиномоторные пилы используются не только на лесозаготовительных работах, они нашли широкое применение в жилищно-коммунальной и садовопарковой сферах, энергетике — при строительстве линейных объектов, на транспорте, обучаются навыкам владения бензоинструментом, включая пилы, сотрудники МЧС.
ГОСТ Р 50692-94 «Пилы бензиномоторные цепные. Термины и определения», устанавливающий термины и определения понятий в области бензиномоторных пил, термины которого обязательны для применения во всех видах документации и литературы, и применяющийся совместно с ГОСТ 17398 и ГОСТ 17461, дает следующие понятия:
- моторный инструмент (мотоинструмент) — механизированный ручной переносной инструмент, с различными двигателями и съемными рабочими органами (в зависимости от типа двигателя мотоинструмент называется бензоинструмент, электроинструмент и т. д.);
- бензиномоторный инструмент (бензоинструмент) — мотоинструмент с двигателем внутреннего сгорания и различными съемными органами, которые крепятся непосредственно к корпусу двигателя или к прикрепленной к нему штанге;
- моторная пила (мотопила) — мотоинструмент с различными двигателями и рабочим органом в виде пильного аппарата (в зависимости от типа двигателя мотопила называется бензопилой, электропилой и т. д.);
- цепная бензиномоторная пила (бензопила) — мотопила с двигателем внутреннего сгорания и рабочим органом в виде цепного пильного аппарата.
Из приведенных определений видно, что понятия «бензиномоторная пила» и «бензопила» одинаково отражены в ГОСТе на термины и определения, однако в подавляющем большинстве рассмотренной учебной и научной литературы авторы употребляют термин «бензиномоторная пила», поэтому в настоящем учебном пособии будем использовать именно его. Кроме этого, данный термин входит в название большей части ГОСТов, регламентирующих различные конструктивные и эксплуатационные характеристики этого вида ручного моторного инструмента.