МОТОРИЗИРОВАННЫЙ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Создатели пил с паровыми двигателями старались применять, прежде всего, стандартные узлы и детали, уже опробованные в технике. Распространенную тогда паровую машину включил в свой передвижной агрегат английский инженер Рансоме (1860 год).

От ее силовой установки пар поступал по длинным шлангам к цилиндрам нескольких рабочих машин, к штокам которых крепились собственно пилы. Такие агрегаты можно было встретить в начале XX столетия. Но было замечено, что возвратно-поступательные движения пильного полотна не эффективны и значительно снижают КПД привода на разгон и торможение.

Толчком к дальнейшему совершенствованию механических пил явилось изобретение нового режущего инструмента — пильной цепи. В 1830 году немецкий врач-протезист Бернард Хайн изобрел хирургический инструмент для разрезания кости, работающий таким образом: цепь из скрепленных между собой звеньев с режущими зубьями, поставленными под углом, приводилась в движение ручкой звездочки, которая крутила цепь по шине. Так медицина получила остеоскоп, а промышленность — первую цепную пилу.

Первый патент на цепную пилу был выдан Walter S. Shipe в 1885 году. В своем изобретении автор в качестве двигателя предлагал использовать паровую машину или лошадь. В дальнейшем совершенствование шло по пути создания мобильной версии пилы и улучшения конструкции зубьев цепи. Было сделано много попыток приспособить эти громоздкие конструкции для валки и распиловки деревьев.

На смену пару пришло электричество. И уже в первые годы XX века в Германии изобрели способ валки деревьев с его помощью. Ствол обтягивали внизу стальной проволокой. Затем включали электромотор, проволока начинала быстро, словно лента транспортера, вращаться. Нагреваемая током, а также от трения, она обугливала древесину и легко перепиливала ствол.
Переносные цепные механические пилы были впервые применены перед Первой мировой войной.
В эти годы проводились эксперименты и по применению на заготовке древесины пил полустационарного типа, приводом которых служили бензиновые, электрические и пневматические двигатели. Режущим инструментом первых механических пил являлись полосовые пилы консольного типа, в которых использовался принцип возвратно-поступательного движения пильного полотна. Наиболее распространенной стала моторная пила типа «лисий хвост» с пильным полотном, консольно укрепленным на ползуне кривошипно-ползунного механизма. Масса этих пил составляла около 200 кг. Они монтировались на колесной раме и нашли весьма ограниченное применение на распиловке крупномерных бревен в условиях лесного склада.
Практика внедрения электропил показала, что работа с ними не требовала большого физического труда, так как усилие резания развивала электроэнергия. Однако для работы электропилами были нужны преобразователи тока, электростанции, в основном передвижные, большое количество кабеля, который рабочий должен был переносить за собой. Требовалось много обслуживающего персонала, чтобы обеспечить работу всего этого энергетического оборудования. Неизмеримо возрос объем подготовительно-вспомогательных работ. Переход от электропил к бензиномоторным пилам снял эти проблемы и позволил рабочему легко перемещаться по лесосеке (понятие «легко» относительно, так как перемещаться приходилось с достаточно тяжелой пилой, с топливным бачком для заправки пилы и комплектом пильных цепей).

Первой пилой с цепным пильным аппаратом была электромоторная пила «Канона» (1910 год). Технической же революцией в области создания переносных моторных пил следует считать выпуск в 1912—1914 годах в Германии цепной бензиномоторной пилы «Сектор», имевшей массу 80 кг и мощность двигателя 3 кВт.
Основной вклад в создание современной цепной пилы внесли два человека — Андреас Штиль и Джозеф Бафорд Кокс.

Андреас Штиль, немецкий механик, запатентовал в 1926 году первую электрическую цепную пилу, а в 1929 — первую бензопилу и запустил их в массовое производство под маркой STIHL.
В последующие годы в западноевропейских странах (Германия, Швеция, Австрия, Чехословакия) появились новые конструкции цепных пил. Все эти пилы при мощности двигателя 2,5—3,5 кВт имели массу 40—55 кг и обслуживались двумя рабочими.
Для создания мотоинструментов необходимы были достаточно легкие двигатели требуемой мощности. Из-за отсутствия нужных двигателей промышленное применение моторных инструментов в лесной отрасли началось только с 30-х годов XX века.
По мере совершенствования двигателей и технологии их производства масса моторных инструментов непрерывно снижалась. В конце 40-х годов, в результате применения легких сплавов, легированных сталей и форсирования двигателей, сухая масса бензиномоторных пил мощностью 2,2—3,6 кВт снизилась до 13—15 кг при рабочем объеме цилиндра 80—150 см3.

В 1947 году Джозеф Бафорд Кокс — профессиональный лесоруб — модернизировал цепь для цепной пилы, которая доставляла до этого много хлопот, требовала постоянной заточки и правки. Наблюдая во время перерыва в работе за личинкой жука-короеда, Джозеф Кокс обратил внимание на легкость, с которой маленькая личинка древесного жука прогрызает себе путь в древесине крепкого пня, двигаясь при этом в любую сторону, независимо от направления волокон. Повторив из стали Г-образные челюсти личинки, лесоруб сделал прообраз современной пильной цепи. Потом он со своей женой создал компанию Oregon по производству цепей и шин.

Благодаря появлению бензинового двигателя пила стала автономной. Но по-прежнему инструмент оставался достаточно громоздким и тяжелым. В 1935 году начинается производство первой цепной пилы с электродвигателем, которой мог управлять один человек, — Dolmar DB35. И лишь спустя 15 лет, в 1950 году, компания STIHL выпустила первую в мире бензопилу для одного оператора — STIHL, тип BL. При мощности 4,5 л. с. она весила «всего» 16 кг. А в 1958 году у STIHL появился мембранный карбюратор (до этого все карбюраторы были поплавкового типа), и год спустя на рынок вышла легендарная бензопила Contra, которой можно было работать в любом положении.

В 1958 году братья Эммерик, основатели компании Solo (Германия), установили 2-тактный двигатель для мотоопрыскивателей, которые они производили уже около 10 лет, на бензиномоторную пилу, которая получила название Solo REX. Братьям Эммерик удалось развернуть двигатель приводным валом напрямую к пильной гарнитуре. Пила не только получила компактный и мощный двигатель, но и избавилась от громоздкого редуктора, благодаря чему существенно снизился ее вес. До этой модернизации у бензиномоторных пил коленчатый вал двигателя располагался вдоль оси инструмента и требовал наличия угловой передачи на привод цепи. Итак, первой серийной пилой, в конструкции которой отсутствовал редуктор, стала пила REX фирмы Solo. Именно она и стала прообразом всех безредукторных бензиномоторных пил, производящихся по сегодняшний день.
В Советском Союзе популярной была бензиномоторная пила «Дружба». Она была разработана сотрудниками Центрального научно-исследовательского института механизации и энергетики лесной промышленности (Московская область) и Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» имени академика А. Е. Ивченко в ноябре 1953 года. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ЕУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускалась с различными модернизациями с 1955 по 2009 год. В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в самых различных городах России.

Массовое производство пил «Дружба» началось в 1955 году в Перми, а уже в 1958 году, на выставке в Брюсселе, изделие было награждено «Золотой медалью». Назвали пилу «Дружбой» в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, празднование которого пришлось на 1954 год.

На бензопиле STIHL Contra, о которой уже упомянули выше, тоже использовался прямой привод пильной цепи. Эта бензопила стала настолько популярной, что даже сейчас производятся ограниченные партии современного аналога для некоторых стран Африки, Азии и Латинской Америки.

В этом же году на рынке бензиномоторных пил появляется еще один сильный игрок. Одна из старейших компаний в мире — шведская фирма Husqvarna, которая на тот момент имела огромный опыт в разработке 2-тактных двигателей для мотоциклов, представила миру свою первую бензиномоторную пилу — модель А90.

В 1972 году STIHL представляет систему остановки цепи QuickStop, которая активировалась рукой, на модели 031 AVE, особенностью которой была и антивибрационная система.
Это последняя стадия кардинальной эволюции бензиномоторной пилы, и с этого момента основные элементы конструкции и компоновки дошли и до нашего времени.
Если до этого новаторами с точки зрения разработки новинок отрасли были компании Solo, STIHL и Dolmar, то в I960 году инициативу перехватили и до настоящего времени прочно удерживают в своих руках две компании — STIHL и Husqvarna. Эти два поистине достойных друг друга конкурента и сегодня определяют «моду» среди бензиномоторных пил.