ВВЕДЕНИЕ

Если рассматривать ситуацию в целом, то в количественных показателях есть тенденция к снижению востребованности валь­щиков леса и их замене на операторов лесозаготовительных машин. Эта тенденция началась со стран Европы. Во многом это связано с тяжелыми условиями работы в лесу на механизированной заго­товке древесины, высокой степенью травматизма, профзаболева­ниями и т. д. Во многом именно резкое снижение притока молодых специалистов в сферу лесозаготовок, по словам многих западных специалистов, стало основным стимулом к разработке и внедрению современных машинных комплексов для заготовки древесины. Повсеместному применению харвестеров в лесах Западной Европы способствует то, что эти леса в основном являются искусственны­ми одновозрастными генерациями, структурированы по породам и размерам, имеют хорошую доступность для техники. А развет­вленная дорожная сеть и сравнительно небольшое расстояние вывозки дает возможность использования прямой вывозки рас­сортированных круглых лесоматериалов непосредственно на двор потребителя. Эти условия позволяют постоянно снижать требуемое количество вальщиков с бензиномоторными пилами.

Правда, это не означает, что в обозримом будущем Европа со­всем откажется от данной профессии. Наоборот, это только повы­шает требования к профессиональному мастерству. Это связано с тем, что механизированная валка выполняется в основном в ис­ключительных случаях, при невозможности использования лесо­заготовительных машин. Именно поэтому продолжительность обучения вальщиков леса, например, в Швеции составляет 3,5 года.

В России большая часть спелых и перестойных эксплуатацион­ных лесов находится в труднодоступной местности, затрудняющей использование высокопроизводительных лесозаготовительных машин. Кроме этого, более 90 % лесозаготовительных предприятий России относятся к мелким (заготавливают до 100 тыс. м3 в год) и финансово не в состоянии приобретать дорогие машины.

В настоящее время на 1 млн руб. в России можно обучить и полностью оснастить 30 вальщиков леса. Очевидно, что 1 млн руб. — это даже не четверть стоимости лесозаготовительной машины.

Кроме этого, многие лесозаготовительные предприятия стол­кнулись с чрезвычайной дороговизной содержания и обслуживания импортных лесных машин и стали вынуждены возвращаться к ремонту и модернизации уже физически и морально устаревшей техники.

Даже при хороших макроэкономических условиях, природно­производственные условия российских лесов не позволят в обо­зримом будущем отказаться от профессиональных вальщиков леса, хотя бы потому, что наши эксплуатационные леса — это в основном леса естественных генераций, часто имеющие в своем составе очень крупномерные деревья, не доступные для валки машинами.

Именно поэтому, например, в Хакасии доминирует механизи­рованная заготовка древесины. Да и в Европейской части России, например в Ленинградской области, ощущается дефицит вальщи­ков леса, хотя во многом они только дорубают крупномерные деревья, оставшиеся после прохода лесозаготовительных машин.

Использованию лесозаготовительных машин в ряде регионов России также препятствуют экстремально низкие зимние температуры, при которых, например, замерзает жидкость в гидросисте­мах. И тогда снова не обойтись без вальщиков леса, ведь в России преобладает зимняя заготовка и особенно вывозка древесины. Лесозаготовители ценят профессиональные бензиномоторные пилы за их высокую надежность. И если встала машина, то, чтобы не останавливать технологический процесс, можно перейти к ме­ханизированной валке деревьев.

Незаменимы бензиномоторные пилы и при выполнении под­готовительных работ.

Многие лесоводы отмечают, что использование бензиномотор­ных пил на рубках ухода за лесом, особенно рубках ухода за соста­вом, намного предпочтительнее, чем лесозаготовительных машин.

Востребованность вальщиков леса на лесозаготовительных предприятиях России обусловлена также сравнительно низкой оплатой их труда, которая в России составляет 25—55 тыс. руб. в месяц. Для сравнения, средняя зарплата вальщика леса в США — 20 долларов в час, а в Канаде — 25.

Это, как и далеко не идеальные условия труда, удаленность от крупных населенных пунктов, делает профессию вальщика леса не самой привлекательной (по состоянию на апрель 2016 года, по официальным данным, открыто 358 вакансий, и это не в сезон лесозаготовок). Часто на лесозаготовительных предприятиях валь­щики леса — это или профессионалы в определенном возрасте, которым уже поздно или не хочется переучиваться на другую спе­циальность, или гастарбайтеры в таком же положении, или сомни­тельные личности, с кучей вредных привычек, которых берут от безысходности на минимум денежного и материального доволь­ствия.

Качество подготовки вальщиков леса тоже оставляет желать много лучшего. Для сравнения, как уже отмечалось, в Швеции на эту специальность учат 3,5 года, а в России — 3 дня теорити­ческой подготовки, 1 день практики и выдача удостоверения вальщика.

Следует также отметить, что условия работы лесозаготовителей, пусть и не семимильными шагами, но все же подтягиваются до цивилизованных стандартов. Кроме того, бензиномоторные пилы используются не только на лесозаготовительных работах, они нашли широкое применение в жилищно-коммунальной и садово­парковой сферах, энергетике — при строительстве линейных объ­ектов, на транспорте, обучаются навыкам владения бензоинстру­ментом, включая пилы, сотрудники МЧС.

ГОСТ Р 50692-94 «Пилы бензиномоторные цепные. Термины и определения», устанавливающий термины и определения по­нятий в области бензиномоторных пил, термины которого обяза­тельны для применения во всех видах документации и литературы, и применяющийся совместно с ГОСТ 17398 и ГОСТ 17461, дает следующие понятия:

  • моторный инструмент (мотоинструмент) — механизирован­ный ручной переносной инструмент, с различными двига­телями и съемными рабочими органами (в зависимости от типа двигателя мотоинструмент называется бензоинстру­мент, электроинструмент и т. д.);
  • бензиномоторный инструмент (бензоинструмент) — мото­инструмент с двигателем внутреннего сгорания и различ­ными съемными органами, которые крепятся непосред­ственно к корпусу двигателя или к прикрепленной к нему штанге;
  • моторная пила (мотопила) — мотоинструмент с различными двигателями и рабочим органом в виде пильного аппарата (в зависимости от типа двигателя мотопила называется бен­зопилой, электропилой и т. д.);
  • цепная бензиномоторная пила (бензопила) — мотопила с двигателем внутреннего сгорания и рабочим органом в виде цепного пильного аппарата.

Из приведенных определений видно, что понятия «бензиномо­торная пила» и «бензопила» одинаково отражены в ГОСТе на термины и определения, однако в подавляющем большинстве рас­смотренной учебной и научной литературы авторы употребляют термин «бензиномоторная пила», поэтому в настоящем учебном пособии будем использовать именно его. Кроме этого, данный термин входит в название большей части ГОСТов, регламентиру­ющих различные конструктивные и эксплуатационные характери­стики этого вида ручного моторного инструмента.

Содержание     Далее>>